Футбол

Семак и барабанная дробь, или Об искусстве главных матчей

22

Результатам больших матчей часто придают значение, какого в них на самом деле нет.

Судя по тональности обсуждения, выпавшие в воскресенье на «Крестовском» цифры 7:1 многие готовы принять за истину в буквальном толковании, за соотношение сил, как предписано математическим смыслом знака двоеточия. Но если и правда так, то надо найти ответ на вопрос, в какой именно части «Зенит» и «Спартак» различаются столь сильно, в семь раз. Это турнирные возможности сторон? Нет, иначе победитель имел бы сегодня в таблице в семь раз больше очков, а на деле даже от двукратного превосходства он бесконечно далёк. Что же тогда?

Не исключено, единственной сферой, где можно допустить такое соотношение потенциалов «Зенита» и «Спартака», является тренерское понимание содержания этой афиши. Руй Витория, конечно, слышал, как важен для его команды каждый матч против Питера, но до сих пор это было знание сухое, не наполненное соками жизни. Тогда как Сергей Семак поэтикой битв против красно-белых давно пропитан, он чувствует этот нерв каждой своей клеточкой. Вот почему с точки зрения тренерского понимания специфики баланс 7:1 излишеством не выглядит.

Семак и барабанная дробь, или Об искусстве главных матчей

Руй Витория / Фото: © РИА Новости / Владимир Астапкович

И дело, пожалуй, не просто в объёме прежней практики. Семак вообще из тех, кого тревожный звук барабанной дроби не подавляет, а возбуждает. Большие матчи – это отдельное искусство, и тренер «Зенита» начал овладевать им, ещё когда был игроком ЦСКА. И в сегодняшней РПЛ он определённо претендует на звание корифея жанра.

Как только в петербургской программе возникает встреча с тем, кто посягает на первенство, турнирное или имиджевое, «Зенит» тут же избавляется от каких-либо признаков неблагополучия, забывает про спады, травмы, дисквалификации и выдаёт матч-залп.

Помните 6:1 в мае с «Локомотивом»? А ведь до того команда Марко Николича была главным героем весны, образцом оборонительной надёжности, средоточием восторгов и комплиментов. Но вот выезд в Питер – и все легенды и мифы повержены в прах.

Открыть видео

А на осенней части того сезона «Зенит» просто образцово-показательно поставил на место «Спартак» и «Динамо», когда многим почудилось, что москвичи готовы покуситься на трон. Дважды по 3:1, когда счёт лишь в скромной мере отражает масштаб преимущества, – и тема о престолонаследниках закрыта.

В сезоне 2019-20 нельзя не вспомнить первый июньский матч после трёхмесячной коронавирусной паузы. «Зениту» выпало играть на поле ЦСКА – и гости жахнули изо всех орудий (4:0). А до того, осенью, знаковым стал октябрьский матч с «Ростовом», который на день игры имел равные очки и гораздо более благожелательную прессу. «Зениту» пришлось расставить все точки так, чтобы сомнений не оставить, – 6:1.

И даже в сезоне 2018-19, первом для Семака в «Зените», искусство больших матчей было уже хорошо заметно. На второй месяц тренеру-новичку выпало играть с действующим чемпионом «Локомотивом», и венценосец принял в свою сетку пять мячей (5:3). Весной же ключевым выглядел апрельский матч в Краснодаре против преследователя и, по мнению многих, эталона эстетики. «Зенит» решил вопрос с позиции силы, о чём сказал не только счёт 3:2, но и звание лучшего игрока, которое публика отвела вратарю соперников.

Открыть видео

Если кто-то полагает, что «Зенит» априори сильнее всех в РПЛ просто за счёт класса футболистов, а тренер не имеет в больших матчах особого влияния, то можно просто сравнить Семака с предшественниками. При Роберто Манчини (сезон 2017-18) «Зенит» разваливался дома (0:3) перед «Локомотивом», прямым конкурентом за золото, в гостях уступал «Спартаку» (1:3), а дома – «Краснодару» (1:2). При Мирче Луческу (2016-17) «Зенит» тоже проигрывал «Спартаку» и впервые за много лет не мог ни разу обыграть ЦСКА. При Андре Виллаш-Боаше в сезоне 2015-16 «Зенит» уступал «Краснодару» (0:2) и «Ростову» (0:3), с которыми конкурировал за Лигу чемпионов.

В общем, Семак в больших матчах чувствует себя как рыба в воде. И обладает даром вселить в своих игроков настроение предельной ответственности, которого эти матчи требуют в первую очередь. Можно обратить внимание на такую деталь: «Зенит», как правило, превосходит соперника в реализации. В другие дни, когда напротив командочки попроще, питерцы тоже могут транжирить, как простые смертные. Но в день большого матча они обязательно выжмут из своих шансов максимум. Взять вот этот рекордный матч против «Спартака»: по статистике ударов стороны похожи (каждая предприняла по 16 попыток), а по статистике голов между ними пропасть.

Так что 7:1 – просто счёт отдельно взятых 90 минут. И в этих цифрах нет глубинных турнирных смыслов, которые под властью эмоций так хочется вывести, нет причин ставить крест на «Спартаке» и уже сейчас возводить «Зенит» в чемпионы.

Смысл здесь, вероятно, другой: тот, кто намерен свергнуть «Зенит», должен овладеть искусством больших матчей. А значит, должен найти тренера, которому тревога барабанной дроби тоже ласкает слух.

Добавить комментарий